Как-то на прием ко мне пришли брат с сестрой. «Нам нужна справка о лечении у нарколога», – сказали они. Передо мной сидела согнувшаяся, измученная, заплаканная женщина. Оказалось, что у нее отобрали ребенка и отправили его жить в детскую больницу в ожидании решения комиссии по лишению матери родительских прав. Если честно, я был готов дать любую справку, чтобы вернуть ребенка матери, поскольку считаю, что ни один приемный усыновитель, ни лучший детдом или церковный приют никогда не заменят родного родителя.
После двухнедельного курса противоалкогольной и поддерживающей терапии Наталья поняла, что справка второстепенна, главное – здоровье, ее трезвый образ жизни. Именно это позволит ей выполнить самую важную работу – быть матерью. Когда лечение окончилось, через несколько дней Наталья пришла со счастливыми глазами и сообщила, что сына вернули.
В этой нередкой для нашей страны истории присутствует несколько типичных черт женского алкоголизма. Женщина пьет скрытно, боясь осуждения родственников, знакомых. Поэтому начальный период алкоголизма протекает, как говорят наркологи, «под ковром». Одна из моих пациенток рассказывала, что несколько лет пила коньяк, когда муж уходил на работу, а сын – в школу. К приходу мужа успевала протрезветь и приготовить ужин. Когда же болезнь выходит «из-под ковра», она далеко запущена и внешне скрыть ее уже невозможно из-за лица пьющего человека, которое не спасают никакие косметические хитрости.
Прекрасному полу следует знать, что организм женщины содержит на 10% меньше воды, и эти вроде бы несущественные проценты на деле приводят к очень серьезному увеличению токсических, повреждающих эффектов алкоголя на все органы и системы пьющей женщины.
Если среднестатистический 25-летний мужчина будет пить один раз в неделю по бутылке (0,5 л) водки, то алкогольная зависимость у него сформируется через один год. Для женщин путь в алкоголизм будет короче на 2–4 месяца.
Чаще всего женщины становятся алкоголичками из-за стрессов в семье, неустроенной личной жизни, употребляя его в качестве антидепрессанта или снотворного и постепенно теряя чувство меры при приеме этого «лекарства». Так, одна моя пациентка призналась, что почти не употребляла спиртное до 50 лет. Когда же умер муж, упорхнули из родительского гнезда дети, вышла на пенсию, то от одиночества не знала спасения. Соседка посоветовала выпить коньячку – помогло. Стала принимать это «лекарство» от одиночества через день и за год втянулась.
Еще одной особенностью женского алкоголизма являются более выраженные эмоциональные нарушения. Известно, что женщины эмоциональней реагируют на любое слово или действие окружающих. При этом в женском мозге в два раза чаще мужского развиваются депрессивные состояния.
Пути к выздоровлению
Характерно, что в нашей стране осуждение общества и репрессии государства по отношению к женщине, страдающей алкоголизмом, выше, чем к мужчине. Когда вскрывается проблема пьянства у матери, государство выбирает путь отнятия у нее ребенка с ультиматумом о противоалкогольном лечении.
В Швеции, где с ХХ в. существует госмонополия на алкоголь, полицейский на улице, увидев пьяного гражданина, в первый раз сделают ему замечание и дадут совет пойти к врачу. Во второй раз выпишут штраф и снова дадут совет пойти к доктору. Ну а в третий раз, выписав штраф, гражданина в наручниках доставят к наркологу.
В нашей стране все по-другому: в год на душу населения выпивается по 18 л чистого спирта и погибает от употребления алкоголя до 700 000 граждан, правительство отказывается от введения госмонополии на алкоголь, процветает уличное пьянство у школ, магазинов, на детских площадках в любое время суток.
Почему к нашей героине несколько лет назад не подошел полицейский и не направил ее к наркологу, как в Швеции? Хотя определенный сдвиг к либерализации системы борьбы с алкоголизмом безусловно есть – в СССР женщину в подобной ситуации упекли бы в ЛТП по старому сталинскому принципу: нет человека – нет проблемы.
Все поправимо
Существует старое суждение о неизлечимости женского алкоголизма, но это не так. Механизмы формирования алкогольной зависимости у обоих полов одинаковы, как одинаковы и шансы вернуться в трезвую жизнь. Опровергают этот миф и результаты, полученные во время антиалкогольной компании, предпринятой Михаилом Горбачевым. Это была единственная доказанно эффективная в новейшей истории победа трезвых сил общества. Так вот, женщины тогда на 30% успешнее мужчин возвращались в трезвую жизнь. Однако прикормленные водочными и пивоваренными баронами писаки оболгали этот успешный опыт.
Но есть одно «но». Огромное значение для выздоравливающих от алкоголизма имеет семья. А здесь собака зарыта: почему героиня моей истории пришла с братом? Потому, что у нее, как и у 80% женщин, страдающих алкоголизмом, муж-алкоголик.
А вот у мужчин с алкогольной зависимостью их супруги имеют ту же проблему, соответственно, в пять раз реже. Но примечательно, что женщин как Наталья, отстаивающих свое право на ребенка, я встречал среди пациенток несколько раз. А вот из многих тысяч моих пациентов-мужчин таких случаев борьбы за свои родительские права не было ни одного.
Если эта статья вдруг окажется в руках той, о ком я написал выше, то прошу у нее извинения, если вызвал неприятные воспоминания, и желаю ей доброй трезвости и здоровья ей и ее сыну. Ну а я приглашаю на прием тех женщин, кто замечает, что в их жизни уже постоянно присутствует алкоголь, и они хотят разобраться, почему так вышло и что делать.
Александр Огородников,
психиатр-нарколог, главный врач медцентра «Одосео»
(Опубликовано в газете «Страна здоровья», № 3(12), август 2011).
Картина «Ожидание». Автор – М. Кузнецов