Ежедневно врачу-наркологу приходится слышать от своих пациентов разные оценки и суждения о своем пьянстве. Один из них сообщил мне: «Доктор, когда я в запое, то выпиваю по четыре бутылки водки в день ну, а когда выхожу из него, то пью постоянно только по вечерам по одной бутылке». Находившиеся рядом родственники это подтвердили. Наконец, многие пациенты не склонны считать пиво за алкоголь. Где же та линия, после которой пьянство становится болезнью?
Четыре первых ласточки
Рубиконом алкогольной болезни врачи-наркологи считают появление у организма четырех новых свойств.
Первое - обычный человек может самостоятельно, без нажима со стороны прекратить употребление алкоголя на первой, третьей, пятой рюмке. Наш же пациент, выпив одну рюмку, испытывает усиление желания выпить вторую, затем третью и т. д. Выпил - хочу еще.
Второе свойство - у пациента нарастает активность всех ферментных систем сжигания алкоголя. Поэтому переносимость алкоголя увеличивается до пяти первоначально переносимых доз. В связи с этим наш пациент иногда хвастается, что вот они-то, много выпив, уже падают под стол, а меня с ног такой дозой не собьешь. Слабаки, мол.
Третье свойство. У зависимого от алкоголя человека исчезают защитные реакции на передозировку спиртного. Поэтому если у взрослого мужчины после употребления 500 мл водки не появляются тошнота, рвота, головная боль, то это тревожный знак.
И, наконец, четвертое свойство. Клетки мозга, ответственные за влечение к алкоголю, у больного алкоголизмом начинают работать как реле. То есть они то включаются, то выключаются через определенные периоды времени, например, через 1-3-7-20 и т. д. дней. Когда эти клетки молчат, «спят», то человек не испытывает тяги к алкоголю, обходит стороной ряды водки и пива в магазине, спокойно видит бутылку коньяка в баре, с неодобрением наблюдает других выпивших людей. Но в какой-то момент эти клетки «включаются» и в голове пациента появляются мысли-предвестники выпивки: что-то я устал, что-то я замерз, что-то не могу уснуть, что-то стрессы замучили, что-то тревожно на душе... А куда это пошли, интересно, ребята? После этого пациент дает себе разрешение, скажем, на две рюмки с внутренним оправданием: ну, я же перед обедом, вот и суп готов, и второе. А далее эти две рюмки приводят в действие первое из описанных свойств: выпил – хочу еще.
Польза самонаблюдения
Часто появление вышеописанных четырех признаков не пугает их обладателя, но врач-нарколог, обнаружив их, уже обязан записать в карточку: алкоголизм I стадии.
К сожалению, крайне редко пациенты с первой стадией алкоголизма ищут помощи. Сделать визит к врачу их может подтолкнуть или бдительность родственников, или необычная собственная наблюдательность. Например, один из моих пациентов, писатель по профессии, признался, что к врачу он собрался после следующего самонаблюдения. Раньше при просмотре кинофильмов он просто следил за развитием сюжета, а теперь его стало очень интересовать: что пьют актеры, настоящее или притворяются, что они испытывают при этом. Писателя очень встревожило сверхценное внимание к теме выпивки в кино, и он отправился на консультацию ко мне.
Первая встреча с врачом
Иногда мне приходится наблюдать, что родственники не чают отправить пациента на прием к наркологу, а он или она категорически против. Если это именно ваша ситуация, то, во-первых, договариваясь с пациентом о визите к наркологу, исключите слова «кодирование», «провокация», «зашивание». От этих названий у нашего пациента наверняка возникнут мысли: все, попался, сделают инвалидом.
Нужно говорить лишь о консультации врача. Позвольте пациенту сделать первый шаг. Опытный доктор в беседе сможет определить состояние пациента и мотивировать его на здоровый образ жизни, а также подобрать необходимый объем помощи. Важно, что сегодня есть не только «лечебное запугивание», но и реальные методы лечения алкоголизма, с помощью которых действительно восстанавливается здоровье человека.
Александр Огородников,
психиатр-нарколог, главный врач медцентра «Одосео»
(Опубликовано в газете «Страна здоровья», № 5 (7), сентябрь 2010 г.).